«Доверие влияет на нас 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Оно вдохновляет и поддерживает качество любых отношений, любого общения, любой работы и проекта. Доверие — это прагматический, материальный и работоспособный актив».
Так пишет Стивен Кови, мировой эксперт в области доверия, лидерства, управления и высокой производительности, в книге «Скорость доверия. То, что меняет все».
Эффективность и успех любого бизнеса строятся на взаимном доверии участников процесса. Компания хочет доверять сотрудникам, начиная от топ-менеджмента, заканчивая линейным персоналом. Сотрудники, в свою очередь, хотят доверять руководству всех уровней и, главное, друг другу.
В итоге, получаются три бизнес-составляющие доверия:
- руководство доверяет подчиненным;
- подчиненные доверяют руководству;
- сотрудники доверяют друг другу.

Касаться вертикали доверия сегодня не будем (построение взаимодоверия начальника с подчиненными – компетенция профессионального руководителя).
Речь пойдет о линейном доверии сотрудников внутри подразделений. Ведь из таких бизнес-кирпичиков строится работа компании.
Из чего складывается профессиональное доверие
Когда мы говорим об эффективности команды, прежде всего встает вопрос, насколько люди доверяют друг другу. Из чего складывается профессиональное доверие?
Производственный аспект

Ежедневно члены команды решают коллективную задачу, происходит постоянное взаимное пересечение. Без доверия, сотрудники начинают контролировать, перепроверять работу друг друга. Складывается нездоровая производственная атмосфера, порой открытая вражда. Отсутствует продуктивное общение, люди тратят много времени, сил, эмоций на отстаивание своих позиций и решений.
В результате, пропадает желание делать свою работу, падает мотивация и, в конечном счете, персонал или перестает ответственно относиться к обязанностям или просто увольняется.
Совершенно иначе строится сотрудничество в коллективе с доверительными отношениями. Люди сфокусированы на персональных делах, т.к. нет отвлекающих раздражителей – проверить-перепроверить чужую работу. В команде устанавливаются теплые, доброжелательные связи. Качественное общение перерастает в активное сотрудничество и партнерство. В итоге, команда работает сплоченно, творчески, нацелено на общий результат.
Личностный аспект

Мы живем в эпоху недоверия. Особенно это касается профессиональной деятельности. В тренде – курс на успешную деловую карьеру, зачастую любой ценой. Люди работают “с оглядкой”, в коллегах видят не соратников, а соперников, что порождает зависть, интриги, откровенное подсиживание. Боязнь, что тебя обвинят в ошибках, украдут твои идеи, подставят перед начальством, приводит к враждебности, закрытости, пассивности.
Напротив, там, где не боятся удара в спину, сотрудники чувствуют психологическую безопасность. Открыто предлагают идеи, высказывают личное мнение или решение проблемы, не опасаются брать на себя риски и нести ответственность. Такое поведение дает определенность, уверенность в поступках коллег. Располагает к активности, творческой смелости.
Как создать команду доверия?
Хороший вопрос. Думаем, решение лежит в трех плоскостях.
Для достижения производственной составляющей, важно создать атмосферу взаимного доверия к качеству работы людей в коллективе. Вовлечь людей в мотивированную скоординированную работу. Наладить взаимную и общую ответственность за качество личного труда. Выстроить систему взаимопомощи, совместного распределения сил, способностей, трудозатрат.
В личностном плане – конвертировать персональные ценности в командные цели. Развить у сотрудников личностную зрелость, понимание, что индивидуальные амбиции и карьерные устремления совпадают с общими целями и задачами команды. Создать из группы людей, работающих в одном отделе, профессиональное братство соратников “по оружию”. Чтобы каждый был готов “пойти в разведку” с любым членом команды, еще лучше вместе со всей командой.
В итоге, создать сплав производственной и личностной составляющей доверия. Само деление профессионального доверия на перечисленные аспекты весьма условно. Мотивы доверия-недоверия тесно переплетены и взаимосвязаны. Представляют гремучую смесь личных комплексов, амбиций, зависти, плохой командной коммуникации, не четко выстроенной системы работы, непрозрачной схемы поощрений и наказаний. Это лишь краткий перечень.
Решение задачи
В hr-арсенале немало средств для решения задачи:
- Ежедневная кропотливая индивидуальная работа с персоналом. Важно держать “руку на пульсе” каждого сотрудника: настроение, карьерные устремления, ожидания, страхи, боли, сомнения. Только направить в нужное русло, результат не заставит себя ждать.
- Личностные тренинги, командообразующие игры формируют, развивают, скрепляют команду. Встряхивают коллектив, люди открывают новые черты, новые грани характера сослуживцев.
- Тимбилдинг, как инструмент менеджмента, на мой взгляд, является экспресс-методом создания и развития доверия. Индивидуальный тимбилдинг, заточенный под hr-задачу, дает резкий прорыв отношений в команде. Необычная обстановка, экшен без социального грима, позволяют сотрудникам разглядеть друг друга, увидеть в новом свете, в новой реальности. Совместное преодоление трудностей, тяжелая командная работа заставляют довериться коллегам без оглядки и сомнений (нет времени и сил). И, что важно, возникшее доверие проецируется на последующую ежедневную работу команды.

Развитие доверия в команде – задача комплексная, долгая, и достижимая. Уровень доверия в каждом отдельном бизнес-подразделении – это индикатор успешности всей компании.
Как сказал Стивен Кови: «Нет экономики более прибыльной, чем экономика доверия».

Мы создаем мероприятия, которые идеально соответствуют целям.
Расскажите о вашей компании и желаемом формате, и мы пришлем вам подходящие варианты

Мы создаем мероприятия, которые идеально соответствуют целям.
Расскажите о вашей компании и желаемом формате, и мы пришлем вам подходящие варианты
Похожие статьи
Что такое парадигма лидерства в корпоративном менеджменте? Принято считать, что лидерство — это способность побеждать. Психология сильного независимого лидера складывается из разных характерных способностей: умения быстро и точно принимать решения, спокойно управлять любой, даже экстренной ситуацией, вести людей за собой.
Идея тимбилдинга – «построение команды» — методика, давно и успешно используемая в спортивном мире, постепенно внедрилась в мир бизнеса и менеджмента. В этой статье вы узнаете, о чем следует помнить, приступая к внедрению методики командообразования.
Задача агентства по разработке программ тимбилдинга — показать преимущества командного сотрудничества наглядно, понятно и убедительно, простыми и доступными формулировками. А главное — ответить на вопрос “Зачем компании вкладываться в тимбилдинг и сплачивать коллектив?”.
Корпоративный тимбилдинг — это процесс превращения отдельных людей и разрозненных групп в единую команду. Суть данного формата сводится к командообразованию. Все остальные виды тренингов и корпоративных мероприятий, преследующие другие цели, к тимбилдингу не относятся.
Мы предлагаем уникальные программы для корпоративных праздников и тимбилдинга
- Стилизованные тематические вечеринки,
- Командные соревнования на улице,
- Банкетный тимбилдинг и многое другое!
Оставьте контакты и мы пришлем вам полный каталог программ.
Выберите, куда хотите получить каталог программ
Наши клиенты






























